ПРЕССА:
MaxidroM Декорации были агрессивно-индустриального толка: железные сетки, ведущие к колосникам металлические лестницы, битые автомобили (причем один из них болтался под самым потолком на кронштейнах). Как всегда, два экрана по бокам, но большего, чем обычно, размера. Смена оборудования и выход участников осуществлялись быстро и отлаженно. Для объявления исполнителей были задействованы ди-джеи радио «Максимум» и другие известные личности, появлявшиеся в свете софитов на упомянутых лестницах и колосниках. Упреждение выглядело следующим образом: через громкоговорители транслировался заранее записанный данным ди-джеем текст (в котором мелькали названия композиций той или иной группы), сам же ди-джей молча стоял, улыбался и помахивал ручкой. Доля выступать первыми выпала «Deadушкам», которые исполнили свои техно-хиты «Я не сумасшедший» и «Коллекционер». Затем к магистрам электронного саунда присоединился г-н Бутусовов, невозмутимо спевший про прощание с Америкой, вороватого лабрадора и самодостаточную Настасью. После на сцену вышел Сергей Галанин и группа «Серьга», развернувшие перед слушателем не теряющие своей актуальности антивоенную («А что нам нужно – только свет в оконце…») и любовную темы (песня «Любовь» дуэтом с Константином Кинчевым). Настоящим импульсом, давшим фестивалю мощный толчок вперед, стало выступление «Алисы». Совсем поседевший, но все такой же энергичный и по-иггипоповски поджарый Кинчев принимал классические рок-позы и смотрелся как классический же рок-герой (он нисколько не потерял в рок-н-ролльности, даже несмотря на то, что строгое следование канонам христианской религии не позволило ему играть концерты во время Великого поста). «Алиса» открыла свой сет интерпретацией песни Цоя «Спокойная ночь, которая сменилась восторженно принятой «Трассой Е-95» (народ в партере размахивал красно-черными флагами). Во время последнего рок-н-ролла Кинчев позволил себя немного подурачиться и выпалил скороговоркой целую обойму разнокалиберных «слоганов» – от «Нет войне!» до «Жуй кокосы, ешь бананы» и сакраментального «Мама, что мы будем делать…». Кстати, Константин был единственным, кто представил публике своих музыкантов, не забыв помянуть и Чуму. Ударно-драйвовое выступление «Алисы», безусловно, стало одним из наиболее ярких событий «Максидрома» – пафос старых песен Кинчева отнюдь не износился. А вот квазисоциальные заходы молодых (относительно) свердловчан из «Смысловых галлюцинаций» в их «Звездах-3000» показались несколько неубедительными. Словно понимая это и стремясь воздать дань старшим товарищам – свердловским музыкантам первой волны, ребята включили в звуковую ткань своих композиций сэмплы из «Наутилуса Помпилиуса» и «Чайфа» (на сцене чудил ди-джей с винилами). Зато хит «Смысловых …» «Вечно молодой, вечно пьяный» как нельзя лучше обозначил ценностно-смысловые координаты нового поколения. Молдаване «Здоб Ши Здуб» тоже начали свой сет с цоевской песни – «Видели ночь». Яркие национальные костюмы, залихватские трели засурдиненной трубы и тромбона, а также шоуменское мастерство Романа Ягупова так завели публику, что она начала проявлять ни с чем не сравнимые чудеса прыгучести. Дальше была «Примевара» и относительно новая вещь с рэп-скороговоркой типа «дигили-дигили-дигили-да, молдаване в космос не летают без вина» (которая вызвала прямые ассоциации с небезызвестной песней про «гиперэвэйнау» из репертуара Red Hot Chilie Peppers). Засим настала очередь группы Total – нового проекта Макса Фадеева. Марина Чиркунова предстала перед публикой в новом имидже, созданном питерским стилистом Маркизой – короткая перисто-прядевая стрижка, волосы радикально черного цвета, модный брюко-юбочный прикид. Несмотря на свою молодость, группа уже получила опыт выступления в «Олимпийском» (на разогреве у преподобного М. Мэнсона), поэтому держалась на сцене раскованно и выглядела уверенно. Почти то же самое можно сказать и о других «новых новичках» – эстонском «Конце фильма», исполнившем сюррелистично-ироничный хит «Желтые глаза» и англо-русскую народную песню «Элис» (на сцене в это время резвились стокилограммовые барышни-танцовщицы). После дебютантов на сцену потянулись не менее молодые, но уже весьма заслуженные и маститые «тяжеловесы». Их стройный ряд открыли «Танцы минус», лидер которой, изрядно раздобревший (пардон, возмужавший) за последнее время Вячеслав Петкун явился своим поклонникам в лохматом пиджаке, под которым таилась майка с портретом Че Гевары. Кроме того, г-н Петкун возглавил череду «артистов в темных очках» (см. далее). Поскольку «Максидром» к этому времени шел как по маслу, без сюрпризов и неожиданностей (по крайней мере, так казалось со стороны), Вячеслав решил разбавить этот слишком предсказуемый ход импровизацией. Для начала он вытащил на сцену незапланированную группу «Парабеллум» (которая, заметно волнуясь, отыграла одну песню), а затем пригласил человека, которого «Максидром» ждал семь лет, а именно… Аллу Борисовну Пугачеву! Зазвучала фнограмма песни «Арлекино», но гранд-дама отечественной эстрады, разумеется, так и не появилась. Маскируя не слишком удачную шутку, Петкун поинтересовался сам у себя, как бы это выглядело, а затем приступил к исполнению своих хитов. Особенно внушительно баритон Петкуна прозвучал в «Цветах» и «Диктофонах» – этих новых шедеврах изящной словесности и нетривиальной мелодики, превосходящих все, что когда-либо вышло из под пера Вячеслава. «Ночным снайперам» выделили только две песни, которыми оказались, разумеется, новорадийные коронки «31-я весна» и «Кошка». Дина и Света (вышедшая на сцену со своей новой диковинной пятиструнной электроскрипкой) держались молодцами и выдали массу драйва. Девушки и их верные рыцари оправдали все надежды на то, что с легкостью «возьмут» стадион. Далее настал черед украинских гарных хлопцев из «Океана Эльзы», которые лишь накануне презентовали в Москве свой новый альбом «Модель». Не побоясь рискнуть, музыканты представили на суд публики целых три новые песни – «911», «Я До Тебе» и «Видпусти», причем первая потребовала от них адаптации нового электронного студийного саунда к концертной обстановке. Закончился сет известным хитом «Той день». «Океан Эльзы» показал себя не только как самая чувственно-романтичная, но и как самая стильная группа «Максидрома» – музыканты были одеты а-ля 70-е годы, а Вакарчук притягивал внимание своим экстатичным поведением и пробежками с микрофонной стойкой, длинноволосой прической и большими затемненными очками, которые в конце выступления он-таки снял, подставив под свет софитов свой ставший беззащитным взгляд. Группа «Сплин», также недавно выпустившая новый альбом «25-й кадр», внесла в свое выступление элемент театрализации. Саша Васильев вышел к народу в куртке с надвинутым на глаза капюшоном (о черных очках я молчу), склонив голову вниз. Исполнив до середины мрачновато-реалистичную песню «Феллини», сплиновцы оборвали ее на середине и перешли к более оптимистичной «Остаемся Зимовать», которую очень украсили пассажи флейты. Поблагодарив «кинокомедию» (так выразился Саша) «Брат-2» за то, что там именно под их песню угоняют автомашину, Васильев сотоварищи приступил к еще одной новой композиции – несгибаемой «Линии жизни», одной из самых честных, правдивых и сильных вещей отечественного рок-н-ролла, слышанных за последнее время. Завершилось выступление достопамятной «Выхода нет» и свежей «Мое сердце», в течение которых «танцующие» по сцене видеооператоры так достали Сашу, что он даже выразил свое недоумение вслух. Было бы удивительно, если вслед за «Сплином» на сцену вышел кто-нибудь еше, кроме «Би-2» – друзей, соратников и единомышленников. «Би-2» тоже не избежали театральности, появившись на сцене в серебристых «волчьих» масках, в которых была исполнена новая песня «Волки». Но, поскольку в нынешнем году Шура и Лева нового альбома не записывали, они пустили в ход ставшие уже проверенными хиты – «Варвару», «Полковника» и др. А затем, словно замыкая круг, к товарищам вновь присоединился «Сплин» – и была завершена программная песня «Феллини» (на которую снят известный «совместный» видеоклип, в котором Саша и Шура молотят друг друга на ринге). «Герой на героине, героиня на героине…» – эти строки не кинематографической, но жизненной правды запали в душу всем, кто им подпевал. Момент исполнения песни «Феллини» также стал одним их ключевых (если не сказать, кульминационных) в ходе фестиваля. Но вот и пронеслось время, выступили практически все участники, настала пора прощаться. В качестве финалистов к рампе вышли «ветераны Максидрома» – свердловская группа «Чайф», не так давно собравшая «Олимпийский» на своем сольном концерте. Немногие представители «старой гвардии» на нынешнем фестивале, чайфовцы, как никто другой, умеют создать атмосферу теплоты, дружбы и прекрасного «оранжевого настроения». Также похваставшись новым альбомом «Время не ждет» и сыграв оттуда одноименную песню, В. Шахрин и его коллеги подарили нам и целую серию старых добрых хитов, включая «Внеплановый концерт на кухне», на мелодию которого ими в порядке напоминания были исполнены некоторые музыкальные темы из репертуара «предыдущих ораторов», которые как нельзя лучше на эту мелодию укладывались (в особенности приснопамятная «Лошадка»). Завершила выступление превосходная «Поплачь о нем». Растаявший сердцем народ собрался было уже к выходу. Но… «Максидром» не был бы «Максидромом», если бы он не приготовил нам хотя бы один настоящий сюрприз! Прежде чем покинуть сцену, Шахрин объявил выход еще одного участника – «космической и неповторимой» Жанны Агузаровой! Надо сказать, что заявленную в афишах Жанну народ ждал весь вечер, но время своего появления на сцене она пропустила, и публика, да и организаторы уже не чаяли, что она будет выступать. Была ли в действиях Агузаровой истерическая нервозность или же тонкий расчет, связанный с желанием «выйти в финал» – сказать трудно, однако то, что ее выступление произвело некое подобие шока – несомненно. Дело в том, что Жанна готовила нам сенсацию. Речь идет не об ее, как всегда, сногсшибательном одеянии (некое подобие паранджи с неким же подобием тернового венка на голове, сверкающее сиреневое платье и черные «г-нодавы» на огромных платформах), не об ее попытках заставить зал скандировать слово «рок» и дважды крикнутом в микрофон словечке «тупые» (которое многие восприняли на свой счет и срочно потянулись к выходу) и не о двух спетых кое-как песенках. И даже не о появившемся откуда не возьмись на сцене мальчике Грише младшего школьного возраста, спевшем лирическую песню на английском языке. А о настоящей сенсации – группе, которая поначалу казалась всего лишь жанниным аккомпанирующим составом (и была вполне концептуально обряжена в женские ночные рубашки зеленого цвета), а потом, после многословных упреждений г-жи Агузаровой (и избавления от ночнушек), оказалась вполне самостоятельным трио-составом, мощно, высококлассно и драйвово исполняющим грандж на русском языке. К сожалению, название коллектива, взвизгнутое Жанной, расслышать не удалось, но можно сказать, что у этой команды теперь действительно большое будущее. Довольно любопытно было наблюдать, как техники и организаторы заняли за кулисами стартовые позиции, чтобы с последними аккордами песни выскочить на сцену, в мгновение ока вырубить аппарат и утащить за сцену барабаны. Все это слегка напомнило «подпольную» ситуацию начала 80-х годов, когда концерты нередко заканчивались вырубом электричества и вызовом милиции. До последнего, к счастью, не дошло, и Жанне с ее командой было позволено отвешивать глубокие поклоны до самого умопомрачения. Без сомнения, можно констатировать, что «Максидром» удался. Большой парад «звезд», все (или почти все) самые громкие на данный момент имена, красивое шоу с неплохим звуком и красочными фейерверками, полностью распроданные билеты, много молодых лиц и море улыбок, танцы и песни, упаковка «Дюрекса», в конце концов… Строго выдержанный сценарий с необходимой дозой непредсказуемости и эпатажа. Демонстрация мощи и сданный экзамен. Профессионализм, выдержка и талант тех, кто работал на сцене и оставался за сценой. Хорошее настроение. Усталость от шестичасового стояния на ногах. И надежда на то, что в следующем «Максидроме» будет еще больше новых имен и так называемой «неформатной» музыки… |